Четверг, 25.04.2024, 23:48  |   Язык: RU UA BE EN
  |  Приветствую Вас, Гость
Современное образование
в городе Шахтёрске

Логвина Людмила Павловна


заместитель директора по УВР МОУ "Шахтёрская СШ №1"
"Специалист высшей квалификационной категории"
"Учитель-методист"

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Этапы проведения экспериментальной работы.
  3. Циклограмма деятельности исследовательской работы.
  4. Методические мероприятия с применением методов исследования.
  5. Рекомендации по транслированию промежуточных результатов эксперимента.
  6. Методические рекомендации по внедрению перспективных результатов эксперимента.
  7. Кейс практических материалов.


На основании ст. 18, п.п.1-5 Закона ДНР «Об образовании», приказов Министерства образовании и науки ДНР от 17.03.2016 г. № 224 «Об утверждении Порядка организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях Донецкой Народной Республики», от 29.12.2016 г. № 1323 «О создании единой сети республиканских площадок, осуществляющих экспериментальную деятельность по актуальным проблемам образования и воспитания, на 2017-2019 г.г.» на базе МОУ «Шахтёрская средняя школа №1» была организована деятельность республиканской лаборатории (экспериментальная площадка) для реализации исследования по теме: «Научно-методическое сопровождение реализации индивидуальных траекторий развития педагогических работников на основе технологии комплексного оценивания профессиональной деятельности». Республиканская лаборатория создана при Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования».

С 2014 по 2016 годы инициативная группа учителей МОУ СШ №1 под руководством заместителя директора по УВР Логвиной Л.П., участника Республиканской творческой лаборатории по апробации КОПД, разработала и внедрила в практическую деятельность учителей индивидуальный маршрут профессионального роста педагога. Созданный маршрут стал фундаментом для организации и продолжения исследовательской работы в рамках Республиканской школы-лаборатории.

Для педагогического коллектива, имеющего высокий уровень качественного состава (всего 40 учителей, 23 из них имеют первую и высшую квалификационную категорию), был проведен педагогический совет:«Проектирование организационно-перспективных линий профессиональной деятельности педагогического коллектива на II полугодие 2016-2017 учебного года».

Педагогический совет обозначил конкретные цели, задачи экспериментальной работы, разработал направления деятельности школы-лаборатории на основе соответствующей нормативно-правовой базы, методических рекомендаций по применению экспертного инструментария при проведении КОПД « Е-аттестация педагогов».

Работа экспериментальной школы-лаборатории рассчитана на три года и состоит из следующих этапов: подготовительного, организационно-практического, обобщающего. Содержание каждого этапа соответствует рекомендациям проведения экспериментальной деятельности и направлено на повышение уровня исследовательских педагогических навыков.

Тема эксперимента:
«Научно-методическое сопровождение реализации индивидуальных траекторий развития педагогических работников на основе технологии комплексного оценивания профессиональной деятельности»

Цель эксперимента:
Создание системы координационных действий по осуществлению экспериментальной работы Республиканской школы-лаборатории и Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования».

Задачи эксперимента:

  • Повышение качества образования в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов начального, основного, среднего общего образования.
  • Создание системы научно-методического сопровождения процесса реализации индивидуальных образовательных траекторий развития педагогов.
  • Внедрение экспертного инструментария при проведении КОПД «Е-аттестация руководителей, заместителей, педагогов».
  • Повышение творческой активности, развитие исследовательских навыков педагогов в процессе реализации индивидуальных образовательных траекторий профессионального роста.
  • Структурирование составляющих индивидуальной образовательной траектории профессионального роста в соответствии с параметрами оценивания деятельности учителя.
  • Обеспечение технической поддержки реализации КОПД для оценивания профессиональной деятельности и профессионального – личностного роста.

Актуальность исследования.
Тема исследования актуальна и важна сегодня на всех уровнях.
На уровне Республики: научное обоснование необходимости реализации непрерывного процесса профессионального роста педагога, самообразовательной деятельности.
На уровне города: расширение диапазона использования индивидуальной траектории профессионального роста педагога; развитие проблемы в современных условиях.
На уровне МОУ: обобщение, внедрение накопленного опыта по созданию, реализации индивидуальной траектории профессионального роста педагога.
На уровне педагогического коллектива: суммирование, продвижение знаний по проблеме.
На уровне педагога: трансформация собственной педагогической деятельности с учетом комплексного оценивания.

Статус организации, осуществляющей образовательную деятельность, на период экспериментальной работы:
Республиканская школа-лаборатория МОУ «Шахтерская средняя школа №1».
Инициатор эксперимента: Галкин Сергей Георгиевич, заведующий отделом управления образованием и аттестации ДонРИДПО, директор Вакуленко Татьяна Павловна, заместитель директора по УВР Людмила Павловна Логвина, координатор экспериментальной работы.
Материальная база: компьютеров 19, все подключены к сети интернет.
Состав участников эксперимента: педагогический коллектив МОУ «Шахтёрская средняя школа №1». Всего 40 педагогов, из них учителей высшей категории-18 ; учителей 1К-5 ; учителей 2К- 8; специалистов-9 ; учителей-методистов-10 ; старших учителей-5.




Этапы проведения экспериментальной работы


2017 год


1 этап – подготовительный


Цель: изучение необходимой информации по экспериментальной деятельности; овладение исследовательскими навыками по составлению «Е-кейса».

Задачи:

  • ознакомление с экспертным инструментарием при проведении КОПД «Е-аттестация руководителей, заместителей, педагогов»;
  • восприятие каждым учителем необходимости выполнения этой работы (объем информации, техническая сторона выполнения; сбор данных, подтверждающих результаты педагогической деятельности).

2 этап – организационно – практический


  • обучение и поэлементное составление электронного портфолио администрацией школы;
  • обработка основных моментов экспертного инструментария на педагогическом совете;
  • обучение и поэлементное составление электронного портфолио с руководителями учебно-методических школьных объединений;
  • выделение инициативной группы педагогов (технические консультанты, эксперты);
  • обучение отдельных групп педагогов с помощью технических консультантов, экспертов;
  • индивидуальные, групповые консультации учителей по набору, составлению электронного портфолио.

2018 год


3 этап – практический, этап внедрения


Цель: отработка системы практических действий в соответствии с параметрами оценивания профессиональной деятельности.

Задачи:

  • составление электронного портфолио результативной работы учителя по направлениям: достижения профессиональной деятельности; достижения обучающихся;
  • овладение экспертным инструментарием КОПД в соответствии с параметрами оценивания профессиональной деятельности;
  • составление перечня папок дополнительных материалов по решениям заседаний аттестационной комиссии;
  • апробирование предложенного перечня наполнения папок;
  • систематизирование, уточнение материалов для наполнения папок в соответствии с параметрами оценивания профессиональной деятельности;
  • совершенствование индивидуального маршрута профессионального роста педагога в межаттестационной период.

2019, 2020 год


Цель: повышение профессионального мастерства педагогов с помощью аналитико-исследовательской деятельности.


Задачи:

  • качественное овладение экспертным инструментарием КОПД в соответствии с параметрами оценивания профессиональной деятельности;
  • повышение профессионального мастерства учителей с помощью анализа показателей профессиональной деятельности, соответствующих параметрам КОПД;
  • совершенствование навыков педагогов по созданию перспективных линий профессионального роста с помощью индивидуального образовательного маршрута;
  • расширение сферы деятельности непрерывного образования (самообразования) учителей;
  • систематическое отслеживание влияния аттестации педагогов на повышение качества образования.


Циклограмма исследовательской работы


2017-2018 учебный год


№П/П Термины проведения Содержание деятельности, методы исследования Ответственный Выводы, результат
1 Сентябрь Анализ результатов исследовательской работы подготовительного этапа Логвина Л.П. Отчет о ходе работы площадок ДонРИДПО в 2017г.
2 Октябрь Коррекция основных направлений деятельности организационно-практического этапа:
– поэлементное составление электронного портфолио с руководителями ШМО;
– обучение педагогов с помощью технических консультантов, экспертов, руководителей ШМО.
ИГ, руководители ШМО Формирование практических, исследовательских навыков педагогов.
3 Ноябрь 1. Представление хода экспериментальной работы на сайте ДонРИДПО.
2. Анализ перечня материалов для накопления папок в «Е-кейсе»; обработка соответствующего содержания.
3. Проведение групповых консультаций для аттестующихся учителей по набору, составлению электронного портфолио. (материальное моделирование)
Логвина Л.П., ИГ, аттестующиеся учителя Статья для сайта, составление конкретизированного перечня материалов, набор электронного портфолио
4 Декабрь 1. Набор, составление «Е-кейса», как показательного материала.
2. Формирование электронных материалов аттестующихся учителей для первичной экспертизы (сравнение, измерение).
Аттестующиеся учителя, технические консультанты Составление «Е-портфолио»
5 Январь 1.Наполнение содержанием папок «Е-кейса» согласно параметрам оценивания профессиональной деятельности.
2.Оформление портфолио достижений по направлениям: результаты достижений профессиональной деятельности; достижения обучающихся.
ЛогвинаЛ.П., аттестующиеся учителя, члены ИГ Составление перечня для наполнения папок
6 Февраль 1. Экспертный анализ содержания и наполнения папок для «Е-кейса», аттестационного кейса.
2. Анализ соответствия листа оценивания и подтверждающих материалов.
Логвина Л.П., члены аттестационной комиссии, руководители школьных МО Критерии оценивания согласно КОПД
7 Март 1. Анализ возможностей приближения материалов «Е-кейса» и аттестационного кейса.
2. Уяснения роли каждого учителя в процессе создания индивидуального образовательного маршрута профессионального роста в соединении с параметрами оценивания.
Логвина Л.П., вариативные группы учителей Построение индивидуального образовательного маршрута профессионального роста
8 Апрель Анализ овладения педагогами практико-исследовательскими навыками по использованию экспертного инструментария КОПД Логвина Л.П. Составление справочного документа
9 Май Анализ деятельности экспериментальной площадки за первое полугодие 2018 года. Логвина Л.П., ИГ Отчет о ходе экспериментальной деятельности площадки

2018-2019 учебный год


№П/П Месяц Содержание деятельности, методы исследования Ответственный Выводы, результат
1 Сентябрь 1. Анализ овладения педагогами экспертного инструментария КОПД.
2. Формирование навыков аналитической деятельности учителей по показателям профессионального роста.
ЛогвинаЛ.П., члены ИГ, руководители ШМО Аналитические документы: схемы, таблицы.
2 Октябрь 1. Ознакомление педагогов с материалами «Е-кейсов» из опыта работы.
2. Выяснение затруднений учителей при составлении «Е-кейса».
Логвина Л.П., руководители школьных МО Проведение тестирования, анализ.
3 Ноябрь 1. Анализ возможностей приближения материалов «Е-кейса» и аттестационного кейса.
2. Уяснения роли каждого учителя в процессе создания индивидуального образовательного маршрута профессионального роста в соединении с параметрами оценивания.
Логвина Л.П., вариативные группы учителей Построение индивидуального образовательного маршрута профессионального роста.
4 Декабрь Анализ овладения педагогами практико-исследовательскими навыками по использованию экспертного инструментария КОПД Логвина Л.П. Составление справочного документа
5 Декабрь Анализ деятельности экспериментальной площадки за второе полугодие 2018 года. Логвина Л.П., ИГ Отчет о ходе экспериментальной деятельности площадки
6 Январь 1. Наполнение содержанием папок «Е-кейса» согласно параметрам оценивания профессиональной деятельности.
2. Оформление портфолио достижений по направлениям: результаты достижений профессиональной деятельности; достижения обучающихся.
ЛогвинаЛ.П., аттестующиеся учителя, члены ИГ Уточнение перечня для наполнения папок
7 Февраль 1. Экспертный анализ содержания и наполнения папок для «Е-кейса», аттестационного кейса.
2. Анализ соответствия листа оценивания и подтверждающих материалов.
Логвина Л.П., члены аттестационной комиссии, руководители школьных МО Критерии оценивания согласно КОПД
8 Март 1. Анализ повышения профессионального мастерства учителей с помощью анализа показателей профессиональной деятельности, соответствующих параметрам КОПД.
2. Уяснения роли каждого учителя в процессе создания индивидуального образовательного маршрута профессионального роста в соединении с параметрами оценивания.
Логвина Л.П., вариативные группы учителей Аналитический документ по параметрам оценивания.
9 Апрель Анализ овладения педагогами практико-исследовательскими навыками по использованию экспертного инструментария КОПД Логвина Л.П. Составление справочного документа
10 Май Анализ деятельности экспериментальной площадки за первое полугодие 2019 года. Логвина Л.П., ИГ Отчет о ходе экспериментальной деятельности площадки

2019-2020 учебный год


№П/П Месяц Содержание деятельности, методы исследования Ответственный Выводы, результат
1 Сентябрь 1. Анализ овладения педагогами экспертного инструментария КОПД.
2. Формирование навыков аналитической деятельности учителей по показателям профессионального роста.
ЛогвинаЛ.П., члены ИГ, руководители ШМО Аналитические документы: схемы, таблицы.
2 Октябрь 1. Ознакомление педагогов с материалами «Е-кейсов» из опыта работы.
2. Выяснение затруднений учителей при составлении «Е-кейса».
Логвина Л.П., члены ИГ, руководители школьных МО Проведение тестирования, анализ.
3 Ноябрь 1. Cоздание алгоритма по набору «Е-кейса», переформатирование аттестационного кейса.
2. Уяснения роли каждого учителя в процессе создания индивидуального образовательного маршрута профессионального роста в соединении с параметрами оценивания.
Логвина Л.П., вариативные группы учителей Построение индивидуального образовательного маршрута профессионального роста, наполнение «Е-портфолио», систематизирование материалов непрерывного самообразования
4 Декабрь Анализ овладения педагогами практико-исследовательскими навыками по использованию экспертного инструментария КОПД Логвина Л.П. Составление справочного документа
5 Декабрь Анализ деятельности экспериментальной площадки за второе полугодие 2019 года. Логвина Л.П., ИГ Отчет о ходе экспериментальной деятельности площадки
6 Январь 1.Наполнение содержанием папок «Е-кейса» согласно параметрам оценивания профессиональной деятельности.
2. Оформление портфолио достижений по направлениям: результаты достижений профессиональной деятельности; достижения обучающихся.
ЛогвинаЛ.П., аттестующиеся учителя, члены ИГ Уточнение перечня для наполнения папок
7 Февраль 1. Экспертный анализ содержания и наполнения папок для «Е-кейса», аттестационного кейса.
2. Анализ соответствия листа оценивания и подтверждающих материалов.
Логвина Л.П., члены аттестационной комиссии, руководители школьных МО Критерии оценивания согласно КОПД
8 Март 1.Анализ повышения профессионального мастерства учителей с помощью анализа показателей профессиональной деятельности, соответствующих параметрам КОПД.
2. Анализ роли каждого учителя по результатам индивидуального образовательного маршрута профессионального роста в соединении с параметрами оценивания.
Логвина Л.П., вариативные группы учителей Аналитический документ по параметрам оценивания.
9 Апрель Анализ овладения педагогами практико-исследовательскими навыками по использованию экспертного инструментария КОПД Логвина Л.П. Составление справочного документа
10 Май Анализ деятельности экспериментальной площадки за первое полугодие 2020 года. Логвина Л.П., ИГ Отчет о ходе экспериментальной деятельности площадки



Методические мероприятия с применением методов исследования






Рекомендации по транслированию промежуточных результатов эксперимента.

(+ SWOT-анализ хода эксперимента)


Сильные стороны Слабые стороны
Конкретизация деятельности учителя при создании индивидуального образовательного маршрута профессионального роста.
Своевременное внесение корректив в запланированные мероприятия, коррекция деятельности по полученным результатам.
Для технической стороны выполнения, сбора данных, подтверждающих результаты педагогической деятельности необходимо длительное дополнительное время.
Потенциальные возможности Потенциальные угрозы
Построение перспективного индивидуального образовательного маршрута профессионального роста с учетом планирования участия в различных конференциях, конкурсах и т.д.
Системный самоанализ результатов педагогической деятельности.
Недостаточность времени для реализации педагогом поставленных задач.



Методические рекомендации
по внедрению перспективных результатов эксперимента


Организационно-информационный этап

  1. Информационное представление, насыщение по вопросам эксперимента, исследовательской работы (начни с себя).
  2. Диагностика педагогического коллектива на готовность к исследовательской работе; желание заниматься экспериментальной работой.
  3. Составление, изображение поля «затруднений» (реальная картина по ситуации в начале эксперимента).
  4. Составление этапов исследовательской деятельности; конкретизация целей, задач каждого этапа.
  5. Формирование циклограммы работы в течение года, по месяцам.
  6. Создание дифференцированных групп: технические помощники, ИГ по методическому сопровождению, ТГ по созданию экспертных материалов.

Практический этап

  1. Внедрение образовательной траектории профессионального роста педагога (для каждого педагога – удобный вариант (бумажный, электронный и т.д.).
  2. Соединение самооценивания педагога на траектории с технологиями КОПД.
  3. Построение коррекционных действий с выходом на запланированный результат.
  4. Создание «Е-портфолио» по основным вопросам: достижения педагога, достижения обучающихся.
  5. Создание системы методического сопровождения по реализации педагогом непрерывного образования.
  6. Мотивирование педагогов по представлению результатов профессиональной деятельности: распространение, внедрение перспективного, педагогического опыта.

Индивидуальная образовательная траектория – это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального развития при осуществлении методического сопровождения.

Фундаментом индивидуальной образовательной траектории педагога в МОУ СШ№1 является творческое «строение» учителя. Творческое «строение» - это накопительно-систематизирующая платформа деятельности педагога, состоящая из:

  • нормативно-правового обеспечения;
  • нормативно-методического;
  • материалов передового педагогического опыта;
  • набора технологий, инноваций;
  • результатов мониторинговых исследований;
  • результатов психолого-педагогических исследований;
  • результатов исследовательско-поисковой, экспериментальной деятельности;
  • материалов достижений (портфолио).

На платформе творческого строения выстраивается индивидуальная образовательная траектория профессионального роста педагога.

Компоненты образовательной траектории (I – организация учебно-воспитательного процесса; II – результаты учебно-педагогической деятельности; III – результаты участия педагогического работника в методической работе; IV – исследовательско-поисковая, научно- экспериментальная деятельность; V – уровень личностного профессионального роста в системе непрерывного образования) оснащены баллами самооценки.

Баллы самооценки носят простой практический характер расчета, что в свою очередь упрощает процесс заполнения таблиц ИТР (индивидуальной траектории развития).



Итоговый этап, этап обобщения


Анализ реализации поставленных задач:

  • степень повышения творческой активности, развитие исследовательских навыков педагогов в процессе реализации индивидуальных образовательных траекторий профессионального роста;
  • изменения в структуре составляющих индивидуальной образовательной траектории профессионального роста в соответствии с параметрами оценивания деятельности учителя;
  • обеспечение технической поддержки реализации КОПД для оценивания профессиональной деятельности и профессионального – личностного роста.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня исследовательских навыков педагогов;
  • расширение диапазона для использования возможностей участия учителей в едином цифровом пространстве;
  • совершенствование навыков прогнозирования конкретных результатов педагогической деятельности с помощью индивидуальной траектории профессионального роста;
  • совершенствование многофункциональных навыков педагогической деятельности (диагностических, аналитических, управленческих, интерактивных, творческих);
  • повышения качества образования обучающихся.

Этапы научно-методического сопровождения деятельности педагога, платформа педагогического «строения», индивидуальная образовательная траектория профессионального роста создают систему комплексного оценивания педагогической деятельности в межаттестационный период.

Накопительная профессиональная деятельность педагога будет приобретать развивающий, перспективный характер, если методическое сопровождение этой деятельности будет многоплановым, разносторонним, масштабным, опережающим.



Кейс практических материалов


  1. Е-кейс Логвиной Л.П., заместитель директора по УВР, учителя ВК.
  2. Е-кейс Ямковой О.Б., учителя ВК, учителя биологии, географии.
  3. Е-кейс Скубченко Л.В., учителя 1К, учителя русского языка и литературы.
  4. Е-кейс Вакуленко А.В, учителя 2К, учителя физической культуры.
  5. Е-кейс Воробьева С.Ю., учителя 2К, учителя английского языка

© МК Шахтерск, 2017     Сделано в uCoz