Эссе. Я – директор
Вот и осень… На пороге еще один школьный год. Наступает время, когда я ставлю перед собой задачи на новый год. Да, именно так, я не оговорилась. Я работаю в школе уже 35 лет и мыслю по-школьному. Год для меня, как и для всех учителей, начинается не 1 января, а 1 сентября, заканчивается не 31 декабря, а 25 мая, когда звенит для выпускников Последний школьный звонок. Сегодня я попробую рассказать вам, чем я живу, как работаю, что у меня получается.
Я с детства мечтала стать учителем. Каждый раз собирала своих подруг, и мы играли в школу. Первое сочинение, написанное мною, было на тему «Кем я буду, когда вырасту?» Я написала, что стану учителем. 1972 год, мне 8 лет. Я рассаживаю всех своих подруг и, подражая своей учительнице, провожу урок. Сегодня на дворе XXI век, 2017 год. Мне – 53. Вот я и стала учителем и руководителем школы. В чём же выражаются главные источники моего педагогического успеха? В первую очередь, это заслуги моих родителей. Они всегда шли со мной дорогой, которую я выбрала. Девочка выросла. И, вот я студентка филологического факультета Харьковского педагогического института имени Г.С.Сковороды. Студенческие годы быстро пролетели. По окончанию педагогического института, работая в школе учителем русского языка и литературы, я постоянно задавалась вопросами: «Что определяет успех человека в профессии? Как стать интересной для детей, которых учу?». Отвечала себе, расширяя свой кругозор, изучая более глубоко основы преподаваемых наук, стремилась стать мастером, создавала свою творческую лабораторию методических находок. Для детей я была руководителем – в постижении ими знаний, в создании условий для их самообразования. Успех для меня определялся степенью их успешности – в учёбе, в жизненной устроенности, в сопричастности к их успехам. Приоритетным для меня было следующее: специалист, знающий свой предмет, изучающий интеллектуальный, творческий потенциал своих учеников, умеющий строить деловое общение, формирующий стремление к постижению нового, помогает своим ученикам стать успешными. И это, на мой взгляд, правильно.
Второй источник успеха, по-моему, это крепкая и дружная семья. Муж Сергей Георгиевич – шахтер, сын Виталий закончил факультет физического воспитания Харьковского педагогического университета имени Г.С. Сковороды, он преподаватель высшего учебного заведения. Младший сын Вячеслав закончил тот же университет, но по специальности правовед. Они моя главная опора в жизни, надёжная поддержка в трудные моменты, мой крепкий тыл.
Следующий немаловажный источник – это мой сплочённый, живущий одной мыслью, одними идеалами педагогический коллектив школы. Спустя несколько лет я стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Не сразу осознала, что мои представления о своей профессиональной успешности дали трещину, появилось чувство неудовлетворённости, порой отчаяния. Не всегда мои мысли о качественной и продуктивной работе совпадали с мнением педагогов, для которых я должна была стать куратором, советчиком в их профессиональной деятельности. Многие из педагогов школы были старше меня по возрасту, имели большой стаж работы и зачастую не воспринимали мои рекомендации, как мне этого хотелось. Проблема определилась для меня достаточно ясно: я мало знала о профессиональном потенциале своих педагогов, не понимала их проблем для того, чтобы оказать целенаправленную помощь в работе, не всегда находила нужные слова для убеждения, возможно, сама была недостаточно убедительна.
Позже поняла для себя – знаний мало для того, чтобы быть успешной в роли наставника. Приходилось много читать работ по психологии, по теории и методике управленческой деятельности, посещать уроки коллег, определяя их потенциальные профессиональные возможности. Осознала для себя главное: неравнодушное, заинтересованное наблюдение за работой своих коллег, проявление желания им помочь – это первый шаг к успеху в работе руководителя, ответственного за профессиональную компетентность учителей.
Не менее важным оказалось для меня знать о человеке не только в профессиональном плане, но и в личностном, именно с этого, на мой взгляд, начинается доверие и взаимоуважение в общении. Коммуникабельность, порядочность, чувство справедливости, внимательное отношение к подчиненным – важный шаг к успеху в деловом общении. Помимо этого, работая заместителем директора, убедилась в том, что мало того, чтобы тебе доверяли люди, необходимо было поверить в профессиональные возможности своих коллег, делегировать им определённые полномочия в методической работе. Так, в своё время в школе появился методический совет, консультантами в котором стали опытные учителя, расширились полномочия руководителей методических объединений, которые осуществляли секционный контроль, взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий, более продуктивно стали проводиться методические мероприятия. Это тоже, на мой взгляд, ступенька к успеху в управленческой деятельности. И, тем не менее, это лишь штрихи к профессиональному успеху.
Настоящее удовлетворение от своей деятельности заместителя директора я получила, когда наш учитель начальных классов заняла на районном конкурсе 1 место, вышла в финал конкурса «Учитель года» и получила призовое место. Мне сначала трудно было понять, что меня радует больше – результат деятельности или сам процесс поиска идей, подготовка к конкурсу, сплочённость умов, профессионального интереса? Сейчас я понимаю: воодушевляет и сплачивает коллектив, делает его творческим общая идея, цель, стремление получить качественный результат, желание идти сообща к успеху, ощущая при этом свою сопричастность ко всему происходящему…
Мои мысли об успехе современного руководителя, директора школы невольно прикоснулись к трогательным для меня воспоминаниям, и думаю, это не случайно. С 2002 года я работаю в школе директором и, естественно, время от времени задаюсь вопросами: «Состоялась ли я в качестве директора? Что для меня сейчас является приоритетным в понимании успешности? К чему стремиться, как совершенствовать себя?».
По истечении времени у меня, конечно, есть уже понимание, сложившееся представление о критериях успешности современного директора школы. Но прежде всего я признаюсь себе в сокровенном: руководить коллективом, быть директором школы мне помогает тот опыт, который по крупицам собирался в моей памяти, в душе; когда шло моё становление в роли руководителя детским коллективом, когда я осуществляла методическое сопровождение учителей в повышении их профессиональной компетентности. Сейчас я понимаю, как много нужно знать о себе, формировать и развивать свой внутренний мир, чтобы помогать другим; весь мой предыдущий опыт, мои профессиональные поиски, осмысление себя в профессии помогают мне в настоящее время быть руководителем.
В должности директора школы работаю тринадцатый год и для себя я уже определила грани успеха в работе руководителя.
В моём понимании, директор современной школы – стратег, менеджер, который, работая с людьми, отвечает за их профессиональные достижения, осуществляет организацию и координацию усилий для решения задач, поставленных перед возглавляемым коллективом, ведет его к успеху; это идейная личность с технологическим мышлением «победителя», для которой в деятельности равнозначно ценны как процесс, так и результат. Современному успешному директору, на мой взгляд, должны быть свойственны следующие личностные и профессиональные качества:
- наличие интеллектуальных способностей, лидерских качеств; порядочность;
- целеустремлённость, инициативность и преданность делу;
- компетентность, организаторские способности;
- желание и умение воспринимать новые идеи, видеть перспективу деятельности и вести свой коллектив к успеху;
- способность брать на себя ответственность;
- организаторские способности;
- способность к творчеству, мобильность;
- коммуникабельность;
- забота о людях и о деле; чувство справедливости.
Важными качествами для себя считаю желание принять жизненную позицию другого человека, стремление понять мотивы поступка или проступка, умение стать сопричастным к решению тех или иных жизненных проблем. Всё это и многое другое позволяет разработать свой стиль управления школой, в котором и будет проявление личностных качеств руководителя. Казалось бы, портрет современного руководителя готов, и, тем не менее, этого будет недостаточно, директор школы должен понимать возложенную на школу миссию, видеть цель, уметь прогнозировать результат, проявлять способности быть лидером и брать на себя ответственность за вверенный ему коллектив. Всё это, несомненно, должно входить в составляющие успеха директора школы, в дальнейшем это поможет найти единомышленников – для того, чтобы вдохновлять, учить людей решать даже самые сложные проблемы легко и красиво. На мой взгляд, именно в этом заключается виртуозность мастерства управленца, современного руководителя.
Я радуюсь тому, что у нас в школе в настоящее время сложился творческий педагогический коллектив с большим потенциалом, меня окружают компетентные коллеги (80 % это мои ученики). Коллективом определены приоритеты в образовательной политике школы: доступное качественное образование в развивающейся здоровьесберегающей среде, формирование социальной активности обучающихся на основе духовно-нравственных ценностей. Важным для себя, как для руководителя, считаю физическую, нравственную сохранность всех участников образовательных отношений. Именно поэтому школа в течение нескольких лет работает по вопросам здоровьесбережения и духовно-нравственного воспитания, в программу развития школы включена подпрограмма, определяющая продуктивную работу с педагогическими кадрами по повышению их профессиональной компетентности, позволяющая научно организовать труд педагогов, определить их внутренние резервы, предупредить профессиональное выгорание, сохранить своё физическое здоровье.
Выбор профессии, должности, на мой взгляд, предопределяет отношение человека к жизни, окружающим, формирует или укрепляет жизненные принципы и идеалы. Директор школы – удивительная профессия, она помогает мне осознавать: умеешь видеть удивительное и чудесное вокруг себя – откроешь удивительный, неповторимый мир для окружающих, будешь целеустремлённым и позитивным – с тобой будет людям интересно, если есть идеи – вокруг тебя всегда будут единомышленники и друзья. Когда приходит усталость, за ней следом идёт мысль о том, что не каждому человеку судьба даёт возможность делиться своим жизненным опытом и мало кто в своей профессии зачастую находит внимательного и благодарного слушателя – в лице ученика, учителя, родителей. Осознавая это, начинаешь понимать, что не зря выбрала профессию учителя, стала директором школы. Во всём этом – я.
Образование |
Полное высшее В 1985 году окончила Харьковский педагогический институт имени Г.С.Сковороды, получила квалификацию учителя русского языка и литературы. |
---|---|
Стаж педагогической работы | 32 года |
Должность, образовательная организация |
Директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа села Орлово - Ивановка». Стаж работы на данной должности – 17 лет. |
Предмет | Русский язык и литература. |
Квалификационная категория | Cпециалист высшей категории. |
Проблемная тема: | Инновационные технологии сопровождения повышения качества профессионально-педагогической деятельности директора. |
Педагогическое кредо | Все мои знания и идеи останутся невостребованными, если дети не потянутся ко мне душой и сердцем. Думая о своих отношениях с учениками, я стараюсь строить их на взаимопонимании и доверии. |
Цель моей педагогической деятельности | Разглядеть в каждом ученике личность, развивать то ценное, что заложено природой. Обучение строю так, чтоб захотел учиться каждый, вместе идти вперед и не останавливаться на достигнутом. |
Моё жизненное кредо | Жизнь легче, чем вы думаете: нужно всего лишь принимать невозможное, обходиться без необходимого и выносить невыносимое. |
katerinadubrova@rambler.ru | |
WWW | http://orl-ivan-osh.3dn.ru |
Презентация
Грамоты
Фотoгалерея
Публикации в периодических изданиях, на сайтах
Дата | Название издания (адрес сайта) | Название публикации |
---|---|---|
. | . | . |
Достижения (таблица или презентация)
Дата | Мероприятие (адрес сайта) | Место |
---|---|---|
. | . | . |