« В О С П О М И Н А Н И Я О Б У Д У Щ Е М М О Е Й Ш К О Л Ы »
Одним из центральных заданий образовательных организаций, определенных Законом ДНР «Об образовании», является «становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания общего среднего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжения образования и началу профессиональной деятельности».
Выпускник современной школы должен уметь адаптироваться, думать, изучать, интегрироваться, искать, сотрудничать.
Ориентация образовательного процесса на личность ученика предусматривает создание условий для реализации каждым собственного индивидуального развития в соответствии с учебными возможностями, потребностями, запросами, задатками и способностями. А такие условия может обеспечить только современный учитель.
Современный учитель выступает в роли транслятора информации, наставника, который организует, направляет учебную деятельность. Это тот учитель, который обеспечивает изменение типа педагогического мышления от репродуктивного к производительному, от установки на трансляцию знаний к самостоятельному целеустремленному конструированию образовательного диалога; определяет право ученика на высказывание или молчание, равенство в диалоге, свободу воли и мыслей; способный к самовыражению и творчеству; способный к самореализации, моральному и профессиональному самоусовершенствованию. Поэтому актуальным заданием методической службы, а, значит, и моим как заместителя директора по учебно-воспитательной работе, становится формирование нового педагога, способного оперативно реагировать на инновационные изменения в образовании.
Деятельность методической работы пытаюсь направлять на конечный результат, то есть повышение качества образовательных услуг. А это возможно при условии повышения профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность педагога определяется не только научными знаниями и базовыми умениями, но и мотивами его деятельности, ценностными ориентациями, пониманием окружающего мира и своего места, в нем, стилем взаимоотношений с людьми, его общей культурой, способностью к саморазвитию, самоусовершенствованию.
В соответствии с Законом ДНР «Об образовании» (ст. 45), учитель обязан «систематически повышать свой профессиональный уровень».
Перед методической службой нашего образовательного учреждения стоят задания:
- создание педагогу условий для интеллектуального, социального и духовного развития, самореализации личности;
- достижение оптимальной реализации влияния самообразования на развитие личности учителя;
- обеспечение максимальной мобилизации психических ресурсов личности с целью самореализации;
- создание условий для самообразования на диагностической основе по результатам мониторинга педагогической, методической, психологической подготовки учителя.
Рядом с внешним диагностированием учителя следует побуждать его к самооценке и самоанализу.
Свою методическую деятельность организовываю по следующим направлениям:
- Организационно-педагогическая деятельность.
- Собственная методическая деятельность.
- Методическое обеспечение образовательной деятельности.
- Диагностико–аналитическая деятельность.
Под организационно-педагогической деятельностью понимаю работу с педагогическим коллективом и каждым учителем в частности. Речь идет о необходимости осуществлять постоянную взаимосвязь с учителями через использование разных подходов, с целью создания наилучших условий для раскрытия возможностей, профессиональных интересов и способностей учителей.
Своим главным заданием считаю организацию и проведение таких мероприятий, которые способствуют формированию у педагога потребности: в самодиагностике собственной деятельности, самоусовершенствовании, акцентировать свою деятельность на положительные личностные качества, сосредоточивать внимание на главном, а не на второстепенном в образовательной деятельности, учиться на лучших примерах своих коллег (при взаимопосещении уроков, на заседаниях педагогических советов и тому подобное). Так, на педсоветах были отработанны вопросы: «Об обсуждении этического кодекса учителя», «Об эффективном использовании имеющихся ресурсов (информационных кадровых, научно-методических, инновационных, материальных) в решении актуальных заданий модернизации деятельности школы», «Формирование мотивационной сферы и позитивного опыта как пути развития ключевых жизненных компетентностей», «Физическое воспитание учеников. Его роль в системе всестороннего развития личности», «Об эффективных приемах активизации учебно-познавательной деятельности учеников во время работы с компьютером на всех этапах урока», «Аспекты системы работы учителей по вопросам развития творческих способностей учеников на основе использования нестандартных форм организации интеллектуально познавательной деятельности», «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика» и другие.
Собственная методическая деятельность предусматривает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по всем предметам, которые преподаются и по всем видам педагогической деятельности; участие в методических конкурсах, методических структурах разного уровня.
Методическое обеспечение образовательной деятельности носит непрерывный характер, вытекает из реальных проблем, которые возникают, и включает разновидность видов, форм и содержания деятельности.
Диагностико-аналитическая деятельность в нашей школе базируется на уважении, доверии и успехе как главных факторах, которые обеспечивают развитие личности учителя и ученика на основе создания комфортных условий для ее творческой деятельности и самовыражения.
Организация работы с учителем зависит от многих факторов:
- Стартового интеллектуального потенциала (определенный объем знаний, умений и навыков, приобретенных учителем (базовые знания, научно-теоретическая подготовка, методическая подготовка, и т. п.).
- Мотивов формирования непрерывного образования (стремление к постоянному самоусовершенствованию, профессиональному росту, наличие познавательной заинтересованности). Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями - желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или избежать лишних проблем для того, чтобы стать профессиональнее.
- Навыков самостоятельного овладения знаниями педагога (навыки приобретены человеком на основании собственных психофизиологических особенностей и усовершенствовании в процессе жизнедеятельности (чтение, слушание, наблюдение, эксперимент)).
- Умений умственной деятельности (чувственное познание, техника мышления, выбор проблем и путей их решения).
- Умений самоорганизации познавательной деятельности (выбор источников познания, выбор форм самообразования, планирования, организация рабочего места, самоанализ, самоконтроль).
Одним из важнейших факторов, на мой взгляд, есть мотивация, потому что усовершенствование профессиональной компетентности – это развитие, это движение вперед, а значит, непрерывная учеба. В зависимости от личности педагога, мотивы формирования непрерывного образования разные.
Развитие профессионального мастерства учителя в нашем образовательном учреждении осуществляется по трем основным направлениям:
- самообразовательная деятельность педагога;
- создание индивидуального образовательного маршрута;
- внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность.
Основные задания самообразования: усовершенствование теоретических знаний, профессиональной компетентности педагога; овладение новыми формами, методами, приемами обучения и воспитания учеников; изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической наук, новых педагогических технологий; развитие в образовательном учреждении инновационных процессов.
При осуществлении самообразования важным становится использование комплексного подхода на каждом этапе самообразовательной деятельности. С целью развития профессиональной педагогической компетентности учителей как интегрального свойства индивидуальности предлагаю алгоритм самообразовательной деятельности учителя.
Одним из средств повышения профессиональной компетентности учителя может быть создание индивидуального образовательного маршрута. В результате построения индивидуального образовательного маршрута ожидается повышение общего уровня профессионального мастерства учителя, моделирование личного перспективного опыта работы, повышение уровня организации учебно-воспитательного процесса, что, в свою очередь, приведет к повышению качества знаний, умений и навыков учащихся.
Планируя профессиональное развитие, педагог составляет собственный план действий, учитывая собственные преимущества и недостатки. Заботясь о непрерывном саморазвитии, он уделяет надлежащее внимание самоанализу как способу самопознания, работе над целью, приоритетами; он последователен в действиях, руководит собственными эмоциями, признает собственные ошибки и воспринимает их как полезные уроки.
Итак, процесс профессионального роста превращается в производительное взаимодействие субъектов образовательной деятельности.
Система образования должна обеспечить ученикам качественное образование с учетом индивидуальных особенностей и способностей, родителям – уверенность за судьбу их детей, а работникам образования – достойные условия труда и жизни, условия, для профессионального роста, самореализации. И с этой целью необходимо внедрять в образовательную деятельность новейшие технологии, ориентированные на личность ученика.
В практику нашей школы активно вошли:
- проектные технологии, которые обеспечивают интеграцию знаний и умений разных видов деятельности;
- игровые технологии, которые формируют навыки решения творческих заданий на основе выбора альтернативных вариантов;
- информационно-коммуникационные технологии;
- интерактивные технологии, которые обеспечивают формирование и развитие коммуникативной компетентности личности.
Система работы с педагогом дает положительные результаты:
- в педагогической практике учителей появились новые формы уроков: урок-практикум, урок-поиск, урок-дискуссия, урок-путешествие, урок-панорама, урок-зачет, и тому подобное;
- 7 педагогов прошли переподготовку по дополнительным предметам;
- повышается количество и качество конкурсных педагогических материалов;
- стабилизируется качество образования и уровень обученности учащихся;
- повысилась мотивация педагогов по распространению опыта работы через Интернет-сеть и т.д.;
- ежегодно педагоги школы становятся победителями, призёрами и лауреатами конкурсов профессионального мастерства:
«45 минут славы» - Мироненко Л.В., Кримзюкова Е.С.;
«Педагогический Х-фактор» - ЛазаренкоТ.В.;
«Лучший учитель музыкального искусства» - Кримзюкова Е.С.
Стараюсь не только оказать помощь педагогу, но и стать для него примером.
Каждый педагог учреждения является неповторимой, талантливой, высоконравственной личностью. Педагог воспитывает ребенка для всего человечества и потому в ответе за каждого ученика. А в основе воспитания должна быть любовь к ребенку. По словам Григория Сковороды, любовь дает основу, творит, хранит и дарит наслаждение. Это начало, середина и конец, альфа и омега.
1. Закон ДНР «Об образовании» http://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii
2. И. М. Дичковская. Инновацинные педагогические технологии. Учебное пособие. – Киев: Академиздат, 2004.
3. Модели выпускника школы в контексте компетентностного подхода. – До-нецк: «Витоки», 2007. – 146 с.
4. Масликова И.В. Мониторинговая система образовательного менеджмента. – Харьков: Основа, 2005. – 95 с.
5. Григораш В.В. Работа с педагогическими кадрами. - Харьков: Основа, 2006. – 125 с. (по материалам Мануйленко С.В. Внедрение инноваций. Рабо-та над проблемною темою).
6. Павлютенков Е.М. Основы управления школою. – Харьков: Основа, 2006. – 207 с.
7. Интерактивные технологии обучения: Теория, опыт: методическое посо-бие. Авт.-составитель. О. Пометун, Л. Пироженко. – К.: А.П.Н., 2002. – 136 с.
8. Волобуева Т.Б. Методологическая компетентность учителя. Методическое пособие. – Донецк: Каштан, 2007. – 206 с.
9. Скворчевская О.В. Секреты психологии в помощь учителю. – Харьков: Основа, 2008. – 157 с.
10. http://mondnr.ru
Образование |
Полное высшее. В 1987 году окончила Донецкий государственный университет, получила квалификацию "Физик. Преподаватель". |
---|---|
Стаж педагогической работы | 25 лет |
Должность, образовательная организация |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №18». Стаж работы на данной должности – 17 лет. |
Предмет | Физика. |
Квалификационная категория | Специалист высшей категории. |
Педагогическое звание | Учитель-методист. |
Проблемная тема: | Формирование и развитие профессионального мастерства педагога как способа повышения качества образования. |
Педагогическое кредо | Не ошибается тот, кто ничего не делает. |
sachek.tanya@mail.ru | |
WWW | https://sachektanya.wixsite.com/uvr-physics |